mykonmari

Categories:

Из дневника военных лет... Часть 3. К перевалу Донгуз-Орун.

Мой дедушка, Войнаровский Иван Николаевич, в войну был комиссаром 903 полка 242 сд. на Кавказском фронте и оставил дневник.  Я публикую его в незначительном сокращении с иллюстрациями и пояснениями.

Здесь начало: Часть 1, Часть 2.

Портрет героя: Мне очень сложно читать книги, если я не представляю внешность персонажей. Поэтому  я решила добавить штрихов. Ивану Николаевичу на момент событий ближе 40. До войны он работал преподавателем (политологии, истории ?) в военном училище. У него было университетское образование, но корни — деревенские, польско-украинские. Он родом с Волыни. Волосы у него были рыжие, глаза — голубые. Отдаленно он похож на актера Эдди Редмейна, но его внешность более «мужская». 

1939 г. Преподаватель военного училища.
1939 г. Преподаватель военного училища.

Вернемся к дневнику... После смены командования и переформирования дивизии, полк прибыл в грузинский город Зугдиди 1 сентября 1942 г.

Почти месяц мы занимались формированием, сколачиванием и обучением солдат. Организовали около речки стрельбище на котором пропустили все роты. Сложно было с конским составом. Полученные лошади были полудикими. Не умели кушать овес. Не умели ходить в упряжке и под седлом. Это были небольшие, но крепкие горные лошадки. Мы их всему обучили. Два полка нашей дивизии еще в сентябре вышли к перевалу Бечо и Местия, сменив части 63 кд заняли оборону. И вот мы получили приказ занять перевал Донгуз-Орун и верховья р.Нескрыра.

Лошади кабардинской породы. фото с сайта: https://www.pinterest.co.uk/pin/543387511290268571/
Лошади кабардинской породы. фото с сайта: https://www.pinterest.co.uk/pin/543387511290268571/

26.09.42 г. Мы вышли из г. Зугдиди и двинулись вдоль реки Ингури к горам. К вечеру подошли к красивой, с ровными улицами, деревни Лилия. Мне отвели комнату для ночлега в одном из домов, она была самой крайней. Когда мы проходили по коридору, то слева тоже была комната. Я спросил, кто в ней живет. Открыв ее двери мы увидели 2 мертвецов, но следовавший врач за мной сразу сказал, что это не мертвецы, ибо нет трупного запаха. Утром я снова поинтересовался этой загадочной комнатой. Оказалось,что на фронте у хозяина дома были убиты два сына, оба были политруками. В честь траура по сыновьям было наряжено в них два чучела. Здесь же были разложены и развешаны их вещи, книги, чемоданы. Словом все их личное имущество вплоть до блокнотов и ручек. Все это было сделано со вкусом и комната превратилась в роде музей. Как долго это будет держаться, спросил я, мне сказали: от года до 3 лет, в зависимости от возможностей. Таков обычай у менгрелов.

фото с сайта Этномузея в г.Тбилиси. https://101ways.ru/georgia/2016/ethnic.html
фото с сайта Этномузея в г.Тбилиси. https://101ways.ru/georgia/2016/ethnic.html

27.09.42 г. Мы подошли к деревне Джвари. Это последняя деревня перед горами. Дальше идет дорога по ущельюв котором протекает р.Ингури. Вода в этой речке до того черная, что возьмешь и самую малость на ладонь и то она черная. Но в речке, да и в ее протоках добывают золото. Слева и справа от нее нависают каменные глыбы. Местами слева они расширяются до 500-600 метров и покрыты лесом. Дорога, идущая вдоль реки, была построена в 1937 г. В одном месте даже есть тонель пробитый в горе. Дорога неширокая,  лишь в некоторых местах могут разъехаться машины. Низина где течет речка в большинстве своем поросла лесом: ольхой, грабом, а местами ореховым деревом, с могучими стволами и развесистыми ветвями.

река Ингури. фото с сайта: https://v-georgia.com/showplaces/puteshestvie-na-reku-inguri/
река Ингури. фото с сайта: https://v-georgia.com/showplaces/puteshestvie-na-reku-inguri/

Население здесь — сваны. И называется эта территория — Сванетия. Живут кроме сванов и русские. 

Сва́ны  — народность сванской группы картвельской языковой семьи. Говорят на сванском языке. До 30-х годов XX века выделялись отдельной народностью, но затем включены в состав грузин. источник фото: https://travelask.ru/articles/svany-besstrashnye-voiny-kavkaza
Сва́ны — народность сванской группы картвельской языковой семьи. Говорят на сванском языке. До 30-х годов XX века выделялись отдельной народностью, но затем включены в состав грузин. источник фото: https://travelask.ru/articles/svany-besstrashnye-voiny-kavkaza

Пройдя 32 км. мы вошли в деревню Хашим. Здесь же разместился медсамбат дививизии. Двинулись дальше и на р.Ингури увидели золотоискателей. В пути на отдельных плато поместились отдельные домики,а местами даже хуторки в несколько домиков. Ночевали возле речки.

28, 29.09.42 г. Путь полка продолжался по деревням около реки Ингури. Полк прибыл в  населенный пункт Чуберия 30.09.42 г.

30.09.42 г.  Чуберия по количеству домов превосходит Хашим. Здесь находится Леспромхоз и ряд его зданий мы использовалия для размещения штаба и подразделений. В 2-х километрах от Чуберии на плато были бараки для рабочих, пекарня и другие подсобные помещения. Здась расположилась одна работа и идущая тропа отсюда в горы покрылась оборонительными сооружениями. Одна рота двинулась вдоль реки и заняла оборону в 4-5 км. от Чуберии. Одна рота оставалась в Чуберии и использовалась на заготовках дров и других снабженческих работах.

Продолжение следует...

#бессмертныйполк, #бессмертныйполкдома, #мойполкдома  

Донгуз-Орун. фото с сайта: https://risk.ru/blog/209676
Донгуз-Орун. фото с сайта: https://risk.ru/blog/209676


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened