mykonmari

Category:

Комендантский аэродром

В прошлом посту об округе Комендантский аэродром мы посмотрели на место дуэли Пушкина. Также я рассказала,что слово «комендантский» пошло от комендантских дач. Т.е. дачи для комендантов Петропавловской крепости. Так что наш округ существует фактически столько же, сколько и Петербург, а поселения здесь были и раньше! 

В начале XX  века начало делать первые шаги воздухоплавание. Именно здесь делала первые, не всегда удачные шаги, русская авиация. 

В рассказе про Пушкина я упоминала, что в районе места дуэли Пушкина  был ипподром.   В 1908 был создан Императорский Всероссийский аэроклуб, который проводил на этом ипподроме испытания.  Но скаковое поле оказалось не очень удобным для полетов. Поэтому стали думать,где организовать полноценный аэродром для нового транспорта. 

Выбрали места по соседству — Комендансткое поле. Смогли договориться о финансовой и технической стороне, работы были осуществлены в рекордно короткие сроки. И в 1910 Коломяжский аэродром заработал! 

Вот так все выглядело в 1910:

1910 г. фото К.Буллы. из фондов ЦГА КФ ФД Спб, перепощенных в разных местах сети.
1910 г. фото К.Буллы. из фондов ЦГА КФ ФД Спб, перепощенных в разных местах сети.

В сентябре 1910 здесь произошла трагедия. 

Лев Макарович Мациевич был один из первых воздухоплавателей, учился летать в Европе, создал проект авианосца с важными техническими решениями для будущих самолетов.  24 сентября (7 октября) 1910 года он выступал на празднике воздухоплавания. Решил взлететь на максимальную высоту, но самолет стал разваливаться в воздухе. Эта трагедия всех потрясла. Были устроены пышные похороны. А на месте его гибели установлен памятный камень в 1912 г. Вот он, стоит на месте. 

Памятный камень на месте гибели Л.М.Мациевича.
Памятный камень на месте гибели Л.М.Мациевича.

Вокруг памятника был небольшой сквер. И так это все и стояло, пока в 70-х годах не началась массовая застройка района. Но жильцы отстояли памятную плиту.  В 2003 году сквер с памятной плитой опять подвергся опасности сноса из-за застройки! И опять жильцы отстояли памятное место с помощью митинга и петиций. В 2017-2018 сквер был благоустроен. А в 2019 здесь появились и другие памятники летчикам и изобретателям. 

Удивительно, что вокруг произошла плотная застройка,и теперь все это великолепие прячется во дворе унылого «корабля»! Я живу здесь много лет, но пока не стала прятаться во дворы от прохожих, не знала!

сквер Мациевича
сквер Мациевича

Посмотрим на имена тех, кого еще решили отметить памятными бюстами за выдающиеся заслуги. Бюст Мациевича стоит посередине. По краям:

Сикорский И.И.  — авиаконструктор, ученый, изобретатель. 

Ефимов М.Н.- Первый русский авиатор, известный авиастроитель нач. XX в.

Зверева Л.В. -  Первая русская женщина-авиатор, промышленник авиастроения.

Лебедев В.Л.- из первых пилотов-авиаторов, промышленник в области авиации.

Котельников Г.Е. — изобреталь первого ранцевого парашюта (как раз после гибели Мациевича) и грузового парашюта.

Орлов И.А.- летчик,командир первого в России истребительного авиаотряда.

Вот такие бюсты в сквере Мациевича.
Вот такие бюсты в сквере Мациевича.

Здесь есть обелиск памяти летчикам, защищавшим наш город в годы Великой Отечественной. В годы Первой мировой войны аэродром стал военным. В 1921  отсюда совершались полеты для подавления мятежного Крондштата, восставшего против большевиков. В 1930-1950-х аэродром был учебной и испытательной базой для военно-воздушных сил. Поэтому в годы Блокады он играл существенную роль в защите Ленинграда. Через Комендантский аэродром шла воздушная «Дорога жизни». Привозились продукты и эвакуировались люди.

обелиск памяти летчикам
обелиск памяти летчикам
обелиск памяти летчикам после празднования Дня Победы
обелиск памяти летчикам после празднования Дня Победы

До 1959 на Комендантском аэродроме располагалась транспортная авиация Ленинградского военного округа. И ряд служб и подразделений местных военных академий. К 1963 году полеты прекратились. В конце 60-х здесь были пустыри, заброшенные складские помещения. В 70-х началась застройка, о которой говорилось выше. Дома типа «кораблей» строились как временные, лет на 20-30. И вот уже почти 50 лет прошло.... так и живем.

Детская площадка около сквера Мациевича.
Детская площадка около сквера Мациевича.

Позже стали достраиваться дома посовременнее. Продолжается застройка в уже обжитых микрорайонах и застраиваются новые участки, удаленные от метро. В 1982 году была открыта популярная станция метро Пионерская.  По утрам в 2000-х здесь буквально ломали друг-другу с утра ноги и руки. Но после открытия  метро Комендантский проспект (2005 г.) ветку частично разгрузили. Наша ветка идет с севера города (м.Парнас) через центр (Невский) и доходит до южного края нашего города (м. Купчино).

станция метро Пионерская. В период изоляции.
станция метро Пионерская. В период изоляции.

Наш район продолжает застраиваться. Во многих названиях улиц и проспектов отражена память  об аэродроме.  Богатырский проспект — назван в честь  самолетов-богатырей («Илья Муромец», «Святогор», «Витязь», «Руслан» и т.д.). В Приморском районе есть аллея Котельникова, площадь Мациевича. К этому прибавились и космические имена — улица Байконурская, проспект  Королева. О первых полетах напоминает и проспект Испытателей с Планерной улицей и Парашютными улицами и другие...

Богатырский проспект
Богатырский проспект

Так что аэродрома уже нет, но память о нем осталась.

сквер Мациевича
сквер Мациевича


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened