mykonmari

Category:

Казимир Малевич. Пророк или шарлатан?

Продолжаю серию постов  о людях, повлиявших на простую жизнь и минимализм. Когда я думаю о минималистичных картинах, сразу вспоминаю супрематизм Малевича... поэтому сначала  я хотела написать о «Черном квадрате». Но меня заворожила личность Малевича, я и решила на ней задержаться.

Для начала я хочу опровергнуть миф, что Малевич был чертежником и просто не умел рисовать. Малевич учился отрывочно и не имел академического образования.  Но он прекрасно владел как колористикой, так и композицией. Это сильный и очень разноплановый художник.

Портрет художника Матюшкина. 1913 г.  К.Малевич https://aif.ru/culture/gallery/malevich_do_kvadrata_rannie_raboty_hudozhnika#id=11099288
Портрет художника Матюшкина. 1913 г. К.Малевич https://aif.ru/culture/gallery/malevich_do_kvadrata_rannie_raboty_hudozhnika#id=11099288
Портрет члена семьи художника. 1906 г. К.Малевич. Источник: https://www.wikiart.org/ru/kazimir-malevich/portret-chlena-semi-khudozhnika-1906
Портрет члена семьи художника. 1906 г. К.Малевич. Источник: https://www.wikiart.org/ru/kazimir-malevich/portret-chlena-semi-khudozhnika-1906

Детство и юность Казимир Малевич провел на территории современной Украины. Он был по корням поляком, рос в многодетной семье, далекой от искусства.  В 17 лет он год проучился в киевском художественном училище, но семья переехала в Курск. Там Малевич начал работать чертежником, женился и жил несколько лет. Всего у Малевича было три жены, также были дети. Но масштаб его фигуры затмевает его личную жизнь.

Весна. Цветущий сад. 1904 г. К.Малевич. https://aif.ru/culture/gallery/malevich_do_kvadrata_rannie_raboty_hudozhnika
Весна. Цветущий сад. 1904 г. К.Малевич. https://aif.ru/culture/gallery/malevich_do_kvadrata_rannie_raboty_hudozhnika

Осенью 1905 Малевичу удалось перебраться в Москву, где он посещал занятия по живописи в частной студии художника Федора Рерберга (по 1910 г.). В это время он познакомился с московскими художниками и стал принимать участия в выставках. В 1913-1914 он также работал как иллюстратор изданий русских футуристов.

К.Малевич. Автопортрет. 1910  https://www.wikiart.org/ru/kazimir-malevich/avtoportret-1910
К.Малевич. Автопортрет. 1910 https://www.wikiart.org/ru/kazimir-malevich/avtoportret-1910
Англичанин в Москве. 1914 К.Малевич. Источник: http://kazimirmalevich.ru/?page=78527279-2f54-4dad-a0a2-2fdefe1a53c3&item=599398b4-b7dc-461e-a689-6c36b4431f10&type=page
Англичанин в Москве. 1914 К.Малевич. Источник: http://kazimirmalevich.ru/?page=78527279-2f54-4dad-a0a2-2fdefe1a53c3&item=599398b4-b7dc-461e-a689-6c36b4431f10&type=page


Первый Всероссийский съезд футуристов. Михаил Матюшин, Казимир Малевич, Алексей Кручёных (слева направо) на даче у Матюшина в Уусикиркко 18 июля 1913 года (из википедии)
Первый Всероссийский съезд футуристов. Михаил Матюшин, Казимир Малевич, Алексей Кручёных (слева направо) на даче у Матюшина в Уусикиркко 18 июля 1913 года (из википедии)

 1913 год стал переломным для творчества Малевича. Он оформлял декорации для футуристической оперы «Победа над солнцем». Именно там, в качестве декорации и был первый раз использован его черный квадрат! Сама опера была малопонятной заумью. Образ черного квадрата его заворожил... 

Современная версия "Победы над солнцем". Источник: https://www.belta.by/culture/view/versiju-futuristicheskoj-opery-pobeda-nad-solntsem-snimut-v-vitebske-198343-2016/
Современная версия "Победы над солнцем". Источник: https://www.belta.by/culture/view/versiju-futuristicheskoj-opery-pobeda-nad-solntsem-snimut-v-vitebske-198343-2016/

Окончательно идея супрематизма оформилась 2 года спустя. Он писал свой супрематизм за закрытыми дверями, но неожиданно к нему зашел художник-конкурент... Малевич испугался, что его идею «украдут» и срочно выставился. Так мы подходим к знаменитой выставке 1915 года «0,10» (ноль десять) , где был впервые был выставлен супрематизм. 

Выставка 0,10 и супрематизм Малевича. Источник: https://artrecept.com/zhivopis/stili/suprematizm
Выставка 0,10 и супрематизм Малевича. Источник: https://artrecept.com/zhivopis/stili/suprematizm

В красном углу, вместо иконы, висел черный квадрат, а по залу располагались круги, кресты и простые формы. Малевичу мало было быть хорошим художником. Он говорил о себе скромно: 

«я — ступень». 

Все искусство он считал первой ступенью,  а себя — второй и последней.  Все искусство до Малевича отталкивалось от реальности. Малевич основал беспредметное искусство, где творец творит «из себя», не опираясь на реальность. 

Художник может быть творцом тогда, когда формы его картин не имеют ничего общего с натурой. (К.Малевич)
Супрематизм. 1915 г. К.Малевич. Источник: https://www.wikiart.org/ru/kazimir-malevich/suprematizm-1915
Супрематизм. 1915 г. К.Малевич. Источник: https://www.wikiart.org/ru/kazimir-malevich/suprematizm-1915

Супрематизм — происходит от латинского слова supremus — наивысший. В супрематизме он выделял три первоосновы: крест, круг и квадрат. При этом особенное значение он предавал квадрату, т.к. этой формы нет в природе.  И три главных цвета: белый, красный и черный. Отдельную серию представляли его белые квадраты на белом, где эффект достигался только разницей фактур.

Белый квадрат. 1917-1918. К.Малевич. https://www.wikiart.org/ru/kazimir-malevich/belyy-kvadrat-1918
Белый квадрат. 1917-1918. К.Малевич. https://www.wikiart.org/ru/kazimir-malevich/belyy-kvadrat-1918

Малевич не хотел служить революции, но видел в революции возможности послужить его искусству. Поэтому поддержал советскую власть.  Он стал занимать приличные должности по культурной части. На этом этапе он сломал все свои кисти и решил заняться теорией.  В 1919 г. он переехал в Витебск, где стал  преподавать в Витебском народном художественном училище. До этого был в Петрограде.

К.Малевич и группа "Утвердители нового искусства" https://24smi.org/celebrity/5079-kazimir-malevich.html
К.Малевич и группа "Утвердители нового искусства" https://24smi.org/celebrity/5079-kazimir-malevich.html

У Малевича появилась  секта группа преданных учеников. Они боготворили учителя. Малевич развивал  сложные теории об искусстве, строил таблицы.  Кроме двухмерного, со временем появился и трехмерный супрематизм — объемные объекты.  Он придумывал летающие аппараты: супрематические спутники, которые будут летать вокруг земли. 

Земля и Луна — между ними может быть построен новый спутник, супрематический, оборудованный всеми элементами, который будет двигаться по орбите, образуя свой новый путь. (К.Малевич. «Супрематизм. 34 рисунка»)

Что-то пророческое в этом было...

Спутник. Источник фото: https://www.rbc.ru/technology_and_media/24/12/2019/5e01a10a9a7947bdb5ae3e02
Спутник. Источник фото: https://www.rbc.ru/technology_and_media/24/12/2019/5e01a10a9a7947bdb5ae3e02
Супрематическая живопись летящий аэроплан. К.Малевич.  1915 г. https://www.wikiart.org/ru/kazimir-malevich/suprematicheskaya-zhivopis-letyashchiy-aeroplan-1915
Супрематическая живопись летящий аэроплан. К.Малевич. 1915 г. https://www.wikiart.org/ru/kazimir-malevich/suprematicheskaya-zhivopis-letyashchiy-aeroplan-1915

Малевич — гораздо больше, чем автор «черного квадрата».  Он не только разноплановый художник, но и теоретик искусства, философ. Это учитель, который встал во главе целой школы художников!  Малевич занимался также дизайном и эргономикой. Он работал над моделями фарфора (сервизов) в стиле супрематизм. Это были как чисто художественные вещи. Так  и посуда, которой удобно пользоваться. Малевич исследовал, как цвет влияет на самочувствие человека? Одна из его разработок — оранжевая форма рабочих. Этот цвет виден издалека и привлекает внимание. Так что Малевич не просто художник, но и ученый. Его вклад имеет и практическое значение.

Чайник. Форма - К. Малевич. 1921 г. Источник: https://www.livemaster.ru/topic/619273-dekorativnyj-suprematizm-farfor-malevicha
Чайник. Форма - К. Малевич. 1921 г. Источник: https://www.livemaster.ru/topic/619273-dekorativnyj-suprematizm-farfor-malevicha

В 1922 г. Малевич закончил свой главный философский труд «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой». И переехал в Петроград с несколькими учениками. Он считал супрематизм вершиной и концом своей творческой деятельности. Но жизнь повернула его к практической живописи...  Об этом — в следующий раз.

#92днялета №49


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened