mykonmari

Category:

Несовершенство в искусстве

Пересмотрела фильм «Примадонна», 2016. Сюжет такой: главная героиня, Флоренс Дженкинс, пожилая богатая женщина, всю жизнь воображала себя талантливой певицей. Поскольку она много делала для общества и музыки, то ни у кого язык не поворачивался ее разубеждать. А если и поворачивался, она не верила, думала, это зависть. От всех этих успехов она решила выступить в Карнеги-холле. Про нее написали ужасные рецензии, которые ускорили ее кончину. Но ее пластинка стала самой раскупаемой в истории студии звукозаписи. А запись рокового выступления — самой запрашиваемой в архиве. 

Я вспомнила по этому поводу одну свою знакомую. Она, как и я, рисует китайскую живопись. Только очень уж сомнительно.  Но она милая, дружелюбная девушка.  Состоит в объединении таких же художников-дилетантов. Но их выставки поддерживают  то инвалидов, то аутистов. Им не плевать на мир вокруг! Они — творческие, искренние люди и рисуют от сердца. Вот прямо как «примадонна» из кино, только она пела.

Кадр из фильма "Примадонна"
Кадр из фильма "Примадонна"

Постепенно я стала подмечать, что привыкла к стилю моей знакомой-художницы. И некоторые ее работы мне искренне нравятся. Да, она рисует не по правилам китайской живописи. Ну а кто сказал, что она должна рисовать по правилам? И что надо оценивать творчество человека по какой-то пыльной инструкции?...  и ставить каждому оценку от себя лично, как от главного критика страны?...

История искусства развивалась этапами. К эпохе возрождения была достигнута вершина изобразительного мастерства, которой считаются работы Рафаэля и компании. Все последующие художники рисовали примерно по «Линии Рафаэля» (кстати, кто не был на одноименной выставке в Эрмитаже — настоятельно рекомендую!). Появились художественные Академии и изобразительное искусства было не сколько творческим, сколько научным занятием, появился «академизм» в искусстве. 

Художники сидели по помещениям и оттачивали мастерство до усрачки. Допускалась только идеализированная неправильность. Так, я читала, что в картине Энгра (кажется, в той, что ниже) у модели один лишний позвонок для более длинной, красивой линии спины.

Ж.-О.-Д. Энрг. Большая одалиска.
Ж.-О.-Д. Энрг. Большая одалиска.

Переломный момент настал с появлением импрессионистов. Импрессионисты отвергли школу академизма. И стали рисовать неправильно с точки зрения классического искусства. Но пытались выразить через творчество саму жизнь и эмоции. Они вышли на плэнеры, фиксировать непосредственное впечатление. Поэтому они начали рисовать неаккуратно, быстрыми мазками, точками и т.д., чтобы с помощью движения кисти выразить момент.

К.Моне. Водяные лилии.
К.Моне. Водяные лилии.

Переломной картиной между старым и новым стилем стала «Олимпия» Эдуарда Мане. Вначале критикам она показалась такой же уродливой, как пение Флоренс Дженкинс. 

Э. Мане. "Олимпия"
Э. Мане. "Олимпия"

Процитирую википедию.

Из-за «Олимпии» Мане разразился один из самых крупных скандалов в искусстве XIX века. Скандальным оказался как сюжет картины, так и живописная манера художника. Мане, увлекавшийся японским искусством, отказался от тщательной проработки нюансов светлого и тёмного, к которой стремились другие художники. Из-за этого современники не смогли увидеть объёмности изображённой фигуры и считали композицию картины грубой и плоской. Гюстав Курбе сравнил Олимпию с дамой пик из колоды карт, только что вышедшей из ванны. Мане обвинили в аморальности и вульгарности. 

А теперь эта картина считается шедевром!  Еще более трагическая история вышла с творчеством Винсента Ван-Гога. Из-за скверного характера и психической неустойчивости, он не располагал к себе людей. Его манера письма была новаторской и казалась странной. Поэтому за жизнь он не продал ни одной картины, ходил в драных ботинках, пил больше, чем ел, особенно абсент. Это подорвало его и так слабое душевное здоровье . Он попал в больницу для душевно больных,  а потом застрелился. Теперь же творчество маргинала стало основой для мирового производства сувениров. Все, даже на Аляске и в Зимбабве, знают, что Ван-Гог — гений! 

В. Ван Гог. Пара ботинок.
В. Ван Гог. Пара ботинок.

Поэтому, когда очень хочется «помочь» автору или «помочь» искусству стать лучше. Стоит подумать: а вы точно правы?  

На чем именно базируется уверенность, что нарисовано, написано, спето и т.д. — плохо? Что это — неправильно? И что правильно — создавать исключительно математически выверенные произведения? Пользоваться жесткими правилами в искусстве?  

Если вы все еще так думаете: то вы застряли где-то на пару веков назад, во временах академий. И последний оплот этого мирка — наши художественные вузы, где все еще царствует академизм. Так, коллега мне серьезно говорила, что нельзя рисовать траву в акварели зеленой краской. А еще академисты считают, что категорически нельзя пользоваться линейкой при построениях. Но только: а почему нельзя-то?...

С ХХ века наступило время «современного искусства». Время свободы и поиска новых форм. Все вышло из берегов и рамок. Не скажу, что этот хаос мне по сердцу. Мне милее Рафаэль. Но я понимаю, что невозможно запретить чему-то развиваться и идти вперед. 

Один из величайших художников последних веков — Пикассо. Все знают Пикассо!  В начале творческого пути он рисовал вполне реалистично. 

П.Пикассо. Знание и милосердие. 1897 г.
П.Пикассо. Знание и милосердие. 1897 г.

Потом у него были этапы поисков.  Он пробовал все новые, и новые формы. Иногда это принимало странный вид — типа портретов с тремя носами  и все в кубиках. Его художественный стиль постоянно менялся, но это были не метания. А поиск совершенства, как он его понимал. Нежелание оставаться на этапе хорошо, поиск большего и сделало его великим! 

В школе нас учат, что надо быть отличником. Но у нас это означает — быть как все и делать все по стандарту. Но ведь слово «отличник» происходит от «отличаться». Так почему бы не позволить отличаться себе и людям, даже если это и кажется несовершенством?

Лично мне вообще неинтересны работы, которые хорошо нарисованы. Главное в искусстве — порывы духа. А все остальное любой робот или компьютер сделает лучше человека! 

П.Пикассо. Герника. 1937 г.
П.Пикассо. Герника. 1937 г.


Error

Comments allowed for friends only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened