Марго (mykonmari) wrote,
Марго
mykonmari

Category:

Почему я не снимаю стресс?

К прошлому посту мне задали вопрос,  на который я давно хочу ответить развернуто. Некоторые уже знают, что я теперь практически не пью алкоголь,  ограничена во вредной (т.е.вкусной) еде, с шопоголизмом я тоже завязала.  Как же я снимаю стресс? Ответ прост: я его не снимаю (в классическом понимании).

Стресс - это реакция на события,  которые воспринимаются нами как опасные.

Но реально опасных событий в моей жизни очень мало. В тоже время,  существуют  люди,  работа и жизнь которых сопряжена с реальными опасностями. Например,  пожарные, военные. Но при этом многие из них обладают фантастической стрессоустойчивостью и крепостью духа.

С одной стороны. у разных людей  разная стрессоустойчивость из-за разного типа нервной системы. Слабый тип нервной системы (как у меня) острее на все реагирует и быстрее утомляется. Против природы не пойдешь, поэтому людям такого типа не нужно гнаться за  стилем жизни людей с сильным типом нервной системы. Тип нервной системы тестируется с помощью теппинг-теста.

Тем не менее,  каждый из нас может поработать со своим восприятием, чтобы безопасные события не воспринимать как опасные. В этом нам помогут методы Когнитивно-Поведенческой Терапии и простейшие техники медитации, которые называются майлдфунлнес (mindfulness),  т.е. осознанность. Осознаанность  способствует  дисциплине ума,  а дисциплинированный ум меньше сочиняет всяких небылиц.  КПТ же помогает перестроить мышление с иррационального  на рациональное. Для этого можно воспользоваться таблицой, которую  необходимо заполнять, как только возникли сильные негативные  эмоции. Цель этой таблички  постепенно приучить наш ум думать  более  рационально. Хотя,  часто "снятие стресса" - это дополнительный эффект.

Табличка выгляди так: ситуация (1 столбец),  мысли (2 столбец),  эмоции и реакции в теле (3 столбец) - диспут (оспаривание мыслей из 2 столбца) и выводы. Можно добавить к этому % эмоций в начале и после разбора.

Вот мой вариаант  таблицы с марафона по тревожности,  здесь эмоции (Э) и Реакции (Р) разбиты на два столбца,  а оспаривание  я делаю  в голове и пишу только выводы (Д  - диспут).

С (ситуация)

М  (мысли)

Э (эмоции)

Р (реакции)

Д (вывод из Диспута, рациональные мысли)

На работе стала оформлять служебные и вспомнила, что недавно допустила ошибку в такой бумаге

Снова ошибусь, решат, что я плохой работник, понизят зарплату

Я плохо справляюсь со своими обязанностями

Страх

Паника

80%

Слабость в теле

Дрожь в руках

Я работаю здесь уже несколько лет и ошибки делаю не так часто, даже если я и начну ошибаться чаще, решат, что у меня временные проблемы и в худшем случае начальница об этом со мной просто поговорит.

40%

Увидела, что по курсам еще много заданий, а времени очень мало

Если не пройду курс, люди скажут, что я ленивая и бездарная

Я неудачница, за что не берусь – ни с чем не справляюсь

Беспокойство

Стыд

Страх

60%

Бессоница

Мышечное напряжение

Люди не помнят про чужую учебу, а если и вспомнят, такие вещи никого не волнуют, люди просто не будут об этом долго думать.

Я уже успешно прошла предыдущий курс и другие курсы, а если один не пройду, то это будет значить только то, что я переоценила свои силы и взялась за него слишком рано, можно вернуться и попробовать снова через год.

10%


Все пункты  тут достаточно очевидны,  остается только уточнить,  как делать диспут?
Делая диспут мы оспариваем свои мысли, задавая себе вопросы: почему именно я так считаю и какие этому есть доказательства? После этого выстраиваем реалистичный взгляд на вещи.

Например,  возьем утверждение из моей таблицы: "если я не пройду курс,  люди скажут, что я ленивая и бездарная". Действительно  ли люди так обо  мне будут думать,  узнав  о моей неудаче? Были ли у меня примеры из жизни,  чтобы кто-то  не закончил курсы и окружающие решили, что этот  человек ни на что  не годен? Ничего  подобного! Я знаю многих людей,  которые бросали начатые курсы  или даже очень  серьезные программы учебы, и чаще всего  я думала, что   у человека  изменились планы  или ему просто не понравилось. А потом я забывала эту ситуацию.  И другие реагировали также.
Поэтому я делаю вывод,  что люди часто не помнят про чужие дела, а если и  помнят, то недолго.

Такие регулярные разборы в сочетании с медитацией существенно улучшают дела,  потому что от других мыслей возникают  другие эмоции и  стрессовые реакции гораздо реже возникают.

Как  вам такой метод?


Tags: когнитивно-поведенческая терапия, психология, тревожность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 15 comments